Популярное повреждение автомобиля – вмятина на кузове. Достаточно допустить ошибку при парковке, не рассчитать «габариты» или случайно попасть в дорожно-транспортное происшествие, чтобы на кузове автомобиля образовалась вмятина. Подобные повреждения подразделяются на прямые и второстепенные.
- Прямое повреждение появляется на внешней части кузова в результате непосредственного взаимодействия (контакта).
- Второстепенное затрагивает металл прилегающий к области прямого повреждения.
Нежелательная деформация металлических частей кузова исправляется в процессе рихтовки. Современному оборудованию поддаются любые виды повреждений, но иногда вмятину достаточно просто выдавить.
Существуют специальные инструменты и оборудование для рихтовки:
- рихтовочный стапель;
- рихтовочный молоток;
- поддержки;
- кузовные ложки;
- напильник кузовной;
- вакуумная присоска;
- надувные подушки.
Процесс рихтовки включает три этапа:
1. Анализ повреждения;
2. Придание изначальной формы (черновая правка);
3. Исправление маленьких изъянов (финишная правка).
Анализ повреждения
Определяется масштаб повреждений и последовательность приобретения. Процесс исправления происходит в обратном порядке. Учитывается возможность одновременного повреждения.
Придание изначальной формы (черновая правка)
Цель этапа – выравнивание глубоких вмятин и заломов. В ходе рихтовки специалист уделяет внимания «напряженным» местам. Ослабляется давление в местах непосредственного получения удара. Производится заваривание рваных повреждений и усадка металла. Итогом черновой рихтовки является придание изначальной геометрической формы поврежденной детали.
Исправление мелких дефектов (финишная правка)
Оставшиеся после второго этапа мелкие неровности выравниваются в ходе финишной правки. Она производится с использованием кузовного напильника, либо бруска и наждачной бумаги. Этап требует концентрации и терпения. Качественная правка позволит беспроблемно загрунтовать и покрасить поврежденный участок.
Методы рихтовки
Популярный метод рихтовки, которым пользуются мастера и новички, называется «молоток вне поддержки». Поддержка изготавливается из кованного железа и имеет форму детали в оригинальном состоянии (без повреждений). Она располагается в центре вмятины, удары молотком наносятся по выпуклым частям. Таким образом, поддержка и молоток находятся на расстоянии.
Противоположный метод, при котором поддержка располагается под повреждением, а удары молотком наносятся четко над поддержкой, именуется «молоток над поддержкой».
В некоторых случаях, опытные рихтовщики применяют молоток с острым бойком. Наносятся черновые удары по внутренней стороне вмятины до практически полного выравнивания. Внешняя сторона ровняется мелкими точечными ударами по выпуклостям, образованным в результате чернового давления. Применяя любой из методов, стоит учитывать уровень своих навыков. Начинающие мастера упражняются на отдельных кусках металла, делая вмятины и самостоятельно исправляя их.
|